Акустические системы - как выбрать
Полосность
С музыкой дело обстоит особенно
непросто, в немалой степени из-за неуловимости, эфемерности и неочевидности
составляющей ее основу акустической энергии. Формула «на вкус и цвет...» про
является тут весьма явственно. Есть те, кому не нравится
музыка Вивальди, Чайковского, Малера, Шостаковича и даже Моцарта. Для кого-то его аудиосисте
ма — идеал, безотносительно ее стоимости, а для эксперта...
Журнальный лист покраснел бы от его слов.
За всю историю существования искусства — за исключением, пожалуй,
совсем уж давних времен, когда первобытные охотники изображали на стенах
пещер раненых косуль и подманивали добычу игрой на свирели, — сохранялась
потребность в своеобразном ментальном коридоре, по которому люди и творцы
могли бы двигаться навстречу друг другу, чтобы первые понимали, «что хотел
сказать автор», а вторые — каких народу надобно зрелищ. Одну стену коридора
формирует личный опыт восприятия того, что изваял скульптор, написал прозаик
или сочинил композитор; другую — то, что говорят о том же самом специалисты,
эксперты, словом, «люди знающие». Кто еще растолкует тебе, что ты никак не
увидишь в «Черном квадрате»?
Подобным же образом дело обстоит в сфере высококачественной аудиотех
ники. Широчайший диапазон представлений о том, какими должны быть она
сама (на уровне железа) и ее звучание, определяет многообразие самой техники,
и это многообразие, очевидно, противоречит принципу High Fidelity, отводящему
аппаратуре роль простого проводника музыки. Действительно, высокая верность
звуковоспроизведения предполагает наличие — в идеале — всего одной совер
шенной системы, транслирующей записи единственно верно; с учетом же недо
стижимости совершенства таких систем может быть, скажем, не более десятка,
но уж никак не те орды, что мы видим на разных шоу. Стяг с лозунгом «Hi-Fi»
расчехляется лишь изредка, а большую часть времени пылится в кладовке. Все
понимают, что движение к единственной идеальной аудиосистеме стимулировало
бы тотальную безработицу в отрасли. Опасно усердствовать, ведь Hi-Fi — потен
циальный убийца индустрии.
Ситуацию могло бы гармонизовать допущение, что аудиотехника — явление
искусства, а не просто «музыкопровод», что музыку она не только воспроизводит,
но и интерпретирует. Что, кстати, соответствует действительности. Ситуация
здесь та же, что и в музыкальном исполнительстве: сто пианистов играют сона
ту Бетховена, сто дирижеров — симфонию того же композитора, но, сколько ни
говори о служении автору и верности партитуре, и соната, и симфония у всех
получаются по-разному.
Чтобы разобраться, насколько же «Hi» является то самое «Fi» и что в Hi-Fi
есть реально ценного, а что в нем от лукавого, нам и необходим вышеупомянутый
коридор. Верно судить о звучании становится все сложнее — из-за дисбаланса
между музыкой живой и искусственной, акустической и электронной в пользу
последних (я размышлял об этом в прошлых своих редакторских посланиях).
Причем сложнее не только меломанам, но и экспертам, которые тоже люди. Такая
ситуация приоткрывает дверь отсебятине, вследствие чего восхваляемое автор
ское звучание нередко оказывается полной ерундой. Заслон отсебятине обещают
поставить люди с приборами наперевес. Хмуря брови, они, точно патриции у тел
поверженных гладиаторов, изрекают: это годится, а это в утиль. Однако стандарт
ные измерения, в сущности, позволяют лишь отфильтровывать брак, но мало
и поверхностно говорят о том, что волнует нас больше всего — о музыке. (Хотя
умные люди и утверждают что для
уха в звуке есть что-то поважнее АЧХ, кругом продолжают умствовать на тему
низких, средних и высоких; АЧХ — как тот удобный диван, с которого, однажды
усевшись, так неохота слезать.)
В обстановке нестабильности и брожения умов особенно
важно придерживаться вышеозначенного коридора, руководствуясь собственной
интуицией и — главное — подсказками экспертовююю.