Корпус акустической системы
Oставляя в стороне вопрос о том, что для того, что
бы продать созданный инженерами «ящик», ему
действительно неплохо было бы придать вид кра
-
сивой «мебели», мы подробно изучим корпус АС и обнару
жим, что задачи, возложенные на него инженером, совсем не
тривиальны. Больше того: как всегда в High End, они много
образны и противоречивы.
Высшая миссия корпуса АС — не прозаическое крепле
ние динамиков, а формирование комплекса характеристик
звукового давления (передаточной функции) и модуля пол
ного электрического сопротивления НЧ-громкоговорителя
в области низких частот. В электроакустике принят термин
«низкочастотное оформление» — и, собственно, это и есть
корпус.
Существует много видов низкочастотного оформления:
закрытый корпус, фазоинвертор и т. д. Описание их воздей
ствия на характеристики АС, во-первых, занимает слишком
много места и выходит за рамки справочника по High End, а
во-вторых, подобные материалы уже публиковались на стра
ницах «АудиоМагазина», хотя и давно.
Для простоты будем считать, что НЧ-оформление аку
стической системы, будь то закрытый ящик, фазоинвертор
или акустический лабиринт, спроектировано правильно и
соответствует выбранному НЧ-громкоговорителю. Короче
говоря, оставим его в покое и перейдем к другим функциям
корпуса АС.
Если поместить между слушателем и источником звука
некий предмет, размеры которого сравнимы с длиной волны,
то звуковые волны смогут создать на нем новый источник из
лучения — возникнет дифракция. Поскольку корпус АС мы
умудрились прикрепить к громкоговорителю, то дифракци
онные явления возникнут в избытке. Представьте себе, что
лампочку фонарика мы поместили в рефлектор: характер
светового пучка изменится. Как? Это будет зависеть от дли
ны волны излучения и от формы рефлектора. Еще в 1950-е
годы Олсон исследовал нелинейность амплитудно-частот
ной характеристики (АЧХ) звукового давления динамика,
установленного в корпусах различной формы. Наибольшая
неравномерность (а это плохо) наблюдалась у кубического
корпуса, наименьшая — у сферического.
В силу практических производственных соображений
корпус АС чаще всего делается прямоугольным. Выбор не
такой уж плохой, хотя эллипсоид и цилиндр дают лучшую
равномерность. Прямоугольный корпус с фасками или за
кругленными краями дополнительно снижает влияние диф
ракции на АЧХ, но при довольно значительных радиусах за
кругления или глубине фасок.
л
юбопытно, что многолетний опыт эксплуатации аку
стических систем показывает: вклад именно формы корпу
са в качество звучания не столь велик, как утверждается в
рекламной литературе. Дело в том, что даже такой простой
параметр, как неравномерность АЧХ на оси излучения, бу
дет зависеть, и сильно, например, от положения излучателя в
корпусе, то есть расстояния до углов. Кроме того, дифракция
работает не только в измерительной камере, но и в реальном
помещении, где хватает других объектов, вокруг которых
звуковые волны будут изгибаться и переизлучаться.
НЧ-громкоговоритель, как вы понимаете, излучает звук
не только вперед, к слушателю, но и назад, внутрь корпуса
Если корпус закрытый, то — за счет отражения от препят
ствий и сложения колебаний — около граничащих поверх
ностей возникают недвижимые зоны сжатия воздуха. Это
участки так называемой стоячей волны, расположившиеся
между ограничивающими поверхностями сжатий-разреже
ний.
и
х амплитуда и частоты, которые их возбуждают, вы
числены еще лордом Рэлеем и зависят от скорости звука и
линейных размеров (высоты, ширины и глубины) корпуса.
у
прощенно говоря, стоячие волны будут наблюдаться, когда
половина длины волны меньше или равна расстоянию между
двумя стенками корпуса. На более высоких частотах волны
не стоят, а бегут, то есть в фиксированной точке пространства
сжатие сменяется разрежением.
Если в спектре воспроизводимой музыки появляется
нота, рождающая выраженную стоячую волну, то воздушный
объем корпуса либо добавит этой ноте совершенно лишнюю
энергию, либо, наоборот, отправит ее в черную дыру, откуда
не вернется ни шороха.
В акустике помещений рассчитаны соотношения сторон
комнаты с наименее выраженными резонансами (модами);
эти же соотношения, безусловно, применимы и для прямо
угольных корпусов. Так, еще в древнем Египте пользовались
золотым сечением: В : Ш : Г = 2,6 : 1,6 : 1.
Так или иначе, но при всем уважении к «хорошим» про
порциям корпуса (а они помогают еще и избежать «орган
ных» резонансов, которые возникают в слишком узких и
высоких корпусах) или к дроблению стоячих волн за счет
непараллельных поверхностей ящика современный инже
нерный подход считает их неэффективными.
у
ж слишком
велико давление внутри корпуса (130 дБ внутри при 87 дБ
снаружи), а кроме того, защитить от появления резонансов
негармонического ряда не может ни золотое сечение, ни
наклонные стенки.
у
странить внутренний волновой бунт
сейчас пытаются снижением скорости звука из формулы
лорда Рэлея: заполнение корпуса, особенно закрытого, зву
копоглотителем снижает амплитуду стоячей волны намного
эффективнее, чем вышеупомянутые ухищрения с пропор
циями.
От
РА
жения и
Материалам мембран НЧ-громкоговорителей мы по
-
святили целую главу компендиума. Наиболее распростра
нены диффузорная бумага, полипропилен, анодированный
алюминий — все они относительно легкие и жесткие. Такие
материалы акустически почти прозрачны, то есть пропу
скают звук с малым поглощением. Теперь представьте себе
громкоговоритель с подобной мембраной в корпусе. Тыловая
сторона мембраны, естественно, излучает звуковое давление
внутрь корпуса. Там оно отражается от задней, да и от других
стенок и... возвращается наружу, в комнату, к слушателю —
через диффузор динамика. Этот отраженный звук, естествен
но, задержан и сдвинут по фазе относительно оригинального,
который приходит в наши уши от фронтальной поверхности
мембраны.
Похожие задержанные сигналы будут излучаться в ком
нату и из отверстия фазоинвертора, если корпус с фазоинвер
тором.
Ничего хорошего от фазово-искаженных повторов по
лезного сигнала, отправляемых в комнату прослушивания,
ждать не приходится. Классический случай гребенчатой
фильтрации, когда одни частоты полезного сигнала усили
ваются, а другие ослабляются из-за отраженного излучения
тыловой поверхности мембраны, будет усугублен дополни
тельным вкладом резонирующих панелей корпуса, о которых
мы еще расскажем. Мелкие музыкальные нюансы потонут в
шуме случайных задержанных копий предыдущего звука,
звучание приобретет неприятную серость и мутность вслед
ствие размывания атаки и затухания, пострадают быстрота и
ритмичность исполнения.
Простой способ ограничить отражения звука внутри
корпуса АС — применение звукопоглощающего материала.
Подобрав его должным образом, можно получить целый ряд
дополнительных полезных функций: например, устроить
торможение звуковой волны в корпусе трением, что выра
зится в уменьшении скорости распространения звука внутри
него. А это, в свою очередь, может снизить амплитуду резо
нансов воздушного объема, описанных выше, а также увели
чить виртуальный объем корпуса либо виртуальную длину
акустического лабиринта или трансмиссионной линии, если
нечто подобное нужно разработчику для изменения параме
тров НЧ-оформления динамика.
К сожалению, применение поглотителей внутри кор
пуса
— не панацея и всегда имеет массу вредных побочных
эффектов. Не говоря уже о том, что необходимо совершенно
точно определить место расположения и плотность такого
материала и должным образом его закрепить, чтобы он не
хлопал в такт музыке; загвоздка состоит в том, что все извест
ные нам материалы частотно-зависимы, то есть поглощают
звук нелинейно. Вместо отражений одного частотного спек
тра мы получим набор отражений с другой формой частотной
характеристики. Вполне вероятно, что качество звучания
от этого только ухудшится.
и
збыточное количество
неправильного поглотителя также может привести
к уменьшению виртуального объема корпуса, а
значит — к искажению рассчитанных характери
стик в басу.
Движение подвижной системы НЧ-
громкоговорителя порождает весьма мощные
силы, пытающиеся сдвинуть диффузородер
жатель вперед-назад от мест крепления его
к передней панели акустической системы, а
также толкает воздушную пружину за тыло
вой поверхностью излучающей мембраны. Все
это изгибает и заставляет вибрировать стенки
корпуса АС, причем первый путь передачи
вибраций действует только на частотах ниже 500—600 Гц, а
второй — широкополосный.
Поскольку стенка корпуса вибрирует, она излучает
звук. Результаты получаются неодинаковые в зависимости
от частоты. На нижних частотах (менее половины частоты
собственного резонанса колебательной системы, см. рис. 1
и область 1 на рис. 2) наша колебательная система управля
ется упругостью.
и
наче говоря, гибкая стенка будет на этих
частотах вибрировать сильно, а жесткая — совсем не будет.
Как только частота возбуждения приближается к частоте
основного резонанса стенки, система начинает управляться
потерями. Какой бы стенка ни была, в этой области спектра
она будет вибрировать с максимальной амплитудой, а звуко
изоляция снизится до предела (область 2 на рис. 2).
у
тихо
мирить резонанс тут можно только потерями (трением, дис
сипацией энергии) в материале стенки.
На частотах выше частоты собственного резонанса си
стема начинает управляться массой. Чем массивнее корпус,
тем меньше он вибрирует и пропускает звук наружу (область
3 на рис. 2) — до так называемой частоты совпадения (она
зависит от толщины и плотности материала стенок, а также
их жесткости), около которой вибрации вновь возрастают.
Правда, эта частота лежит уже в диапазоне бегущих волн, и
амплитуда колебаний не будет велика (область 4 на рис. 2).
Получается, что на частоте ниже основной резонансной
достаточно иметь просто жесткий корпус, хоть алюминиевый,
хоть тонкостенный фанерный. На высоких частотах хорошо
поведет себя такой же корпус, но более массивный. А вот на
основном резонансе эта наша конструкция даст нам легион
вибраций и призвуков. Степень их вредности будет зави
сеть опять же от тысячи причин, в частности от чувстви
тельности АС, но об этом мы поговорим позже.
Резюме
В рамках первого исследования High End-
звучания без корпусных призвуков мы очерти
ли ряд теоретических направлений, пользуясь
которыми можно успешно бороться с призву
ками, искажениями и потерями. Практическая,
технологическая и конструктивная реализация
пока что осталась за кадром. Материалы корпу
сов — а их очень много — мы обсудим в следую
щей части нашего сводного справочника на все
случаи аудиофильской хай-энд-жизни